Проект фонда «Фонд Поддержки Шахматного Творчества»

Двухходовые шахматные задачи

Двухходовые шахматные задачи, несмотря на ограниченность ходов и, следовательно, ограниченность средств для выражения шахматных идей, являются наиболее распространенным жанром искусства шахматной композиции.

В конце 19 - начале 20 века только чешская двухходовка с ее разветвленной и красивой матовой картиной имела всеобщее признание. Блестящие задачи такого плана составлял представитель дореволюционного искусства шахматной задачи в России А. В. Галицкий (1863—1921).

Но требования правильного мата сужают идейные возможности и тем в большей степени, чем меньше ходов решения имеет задача. Поэтому в двухходовке с правильными матами практически невозможно выразить идеи, связанные с защитительными ходами черных, да и возможности сочетания разнообразных матовых картин также оказались ограниченными.

Еще в начале 20-го века выяснилась дальнейшая бесперспективность этого направления в двухходовой шахматной задаче, что послужило развитию нового стиля, называемого теперь «стратегическим» или «ново-американской школой».

Что же представляет собой «стратегический» стиль?

Двухходовая шахматная задача фактически состоит из трех ходов: первого вступительного хода белых, второго ответного, защитительного хода черных и третьего заключительного, матующего хода белых.

Если в двухходовых задачах чешского стиля основа содержания задачи заключалась в правильных матах*, т. е. в позиции после третьего хода белых, то в задачах «стратегического» стиля содержание перенеслось на ход черных. Матующий ход подчеркивал, реализовал, показывал существо комбинации. Например, если в результате защитного хода черных связывалась черная фигура, то матующий ход использовал момент связки, если при защите блокировалось поле, то черные получали мат только потому, что поле у черного короля оказалось заблокированным и т. д. Таким образом, тесная тематическая связь и взаимная обусловленность защитного и матующего хода в двухходовке явилась тем новым принципом, который лег в основу стиля новой школы в шахматной композиции.

Первый ход решения, как в чешской шахматной двухходовке, так и в «стратегической» дкухходовке, являлся лишь вступлением. Это вступление могло быть хорошим, удовлетворительным, плохим, но первый ход не входил в основное тематическое содержание «стратегических» задач. На последующих этапах развития в «стратегических» задачах появились первые тематические ходы, которые подчеркивали, лучше оттеняли содержание задачи, заключавшееся в тематическом единстве ходов черных и матующих ходов белых.

Примеры двухходовых шахматных задач

* Под правильным матом понимается такой мат, в котором участвуют все белые фигуры (принцип экономии) и поля вокруг черного короля недоступны ему по какой-либо одной причине (принцип чистоты).


Наверх

Трехходовые шахматные задачи

Большее количество ходов решения в трехходовых задач по сравнению с двухходовыми позволяет проводить разнообразные идеи и строить задачи так, что разыгранные комбинации в основных вариантах могут быть закончены правильными матами. Это существенное отличие трехходовок от двухходовок, где короткое решение и, следовательно, малое изменение в расположении фигур в процессе решения практически исключают возможность представления современных идей при правильных матах.

Тем не менее развитие и усложнение задачных идей привело к аналогичному явлению и в трехходовой задаче. Практически было показано (в частности, Л. И. Куббелем в 1929 г.), что даже одни и те же идеи при близких конструктивных механизмах могут быть выражены как с правильными матами, так и без них, причем в последнем случае комбинации могут быть представлены или в большем числе вариантов или в более усложненном виде. Многие комбинации вообще не могут быть выражены в трехходовой форме с правильными матами. Несмотря на бесспорность высказанных положений, надо констатировать, что трехходовая форма задачи дает все же достаточный простор для выражения самых разнообразных, подчас весьма сложных идей при правильных матах в основных вариантах.

Таким образом, трехходовые задачи можно разделить на две большие группы: задачи с правильными матами и задачи без правильных матов.

Трехходовка с правильными матами лучше соответствует основным художественным требованиям к задаче, так как в идейное содержание включается все решение, в том числе и конечное матовое положение. Большинство трехходовок автора относится к этой группе задач, и сравнительно немного трехходовок составлено без правильных матов.

Современная трехходовка с правильными матами имеет три основных направления, или школы, выдвигающие наряду с требованиями правильного мата еще некоторые положения, считающиеся важнейшими.

Например, чешская школа наибольшее внимание уделяет качеству правильных матов, отсюда и такое строгое требование к использованию белых фигур, тогда как такие столь важные с точки зрения требований других школ моменты, как «стратегические» идеи в игре белых и черных фигур, ложные следы, иллюзорные решения и их опровержения и т. п. являются для последователей чешской школы лишь более или менее полезным и желательным улучшением. Чешская школа создана в основном чешскими композиторами. Наиболее значительным представителем этой школы является чех М. Хавель (род. в 1883 г. ), создавший большое количество выдающихся трехходовых задач.

Классическая школа, кроме обязательно разнообразной матовой картины, в отличие от чешской школы, не предъявляет к правильным матам таких жестких требований в отношении экономии, в частности не выдвигается требование использования в каждом правильном мате всех белых пешек, что почти обязательно в настоящей чешской задаче. Однако требования к качеству ходов белых — первый ход и в особенности вторые ходы в основных вариантах — очень высокие. В задачах классической школы особенно распространены трудные вторые ходы, жертвы и т. и. М. Фейгль (Австрия, 1871—1930), Г. Хиткот (Англия, 1870—1942) Г. В. Марэп (Испания, 1872—1936), Н. Малахов (СССР, 1886—1947) — основоположники этой школы, хотя творчество этих композиторов, как и многих других мастеров — приверженцев этой школы содержит в себе много индивидуальных черт.

Художественная школа требует, чтобы игра в идейных вариантах заканчивалась правильными матами, но качеству и разнообразию матов отводится второстепенная роль. Главное в «стратегических» комбинациях — взаимодействие черных и белых фигур. Поэтому художественная школа черпает идеи главным образом из «стратегической» двухходовки, но использует их в своеобразной форме, соответствующей форме трехходовой задачи с правильными матами. Представителем этой школы являлся чешский композитор Э. Палькоска (1871—1955).

Как явствует из сказанного, каждая из школ выдвигает как важнейшее какой-либо элемент решения (чешская школа — правильный мат, классическая школа — второй ход белых, художественная — «стратегию»), тогда как художественное credo автора не выделять какой-либо элемент или этап решения как основной. Задачу надо рассматривать как художественное произведение в целом, от ложного следа и первого хода до мата. Как только для развития одного художественного элемента приносятся в жертву остальные, так задача как художественное произведение в целом проигрывает. Конечно, это общее требование, которое не может полностью применяться к каждому произведению.

Примеры трехходовых шахматных задач


Наверх

Четырехходовые шахматные задачи

Большое количество ходов решения в четырех- и многоходовых задачах позволяет представлять различные шахматные идеи в усложненном виде. Это усложнение производится главным образом путем удлинения тематических вариантов и последовательного нанизывания комбинаций по мере развития ходов решения.

Сравнительно малая распространенность четырехходовок объясняется как трудностью их решения (поэтому четырехходовки мало популярны в широких кругах), так и трудностью составления.

Правда, как составление, так и решение одновариантных задач так называемой «логической школы» (основоположники Котц, 1843—1918, и Коккелькорп, 1843—1914, выступавшие почти всегда совместно) с короткой угрозой не представляют большого труда, по этого вида задачи ввиду их схематичности сейчас почти не культивируются. Составление же многовариантных задач на цугцванг или с трехходовой угрозой представляют исключительные трудности.

В распоряжении черных три хода, и если нет короткой угрозы, то они могут активно защищаться. Составить четырехходовую задачу с четко действующим многовариантным механизмом без короткой угрозы, в особенности избежать дуалей и закончить основные варианты правильными матами, под силу только опытному композитору, полностью владеющему техникой составления задач. И в этих случаях составление одной четырехходовки требует напряженного труда в течение длительного времени.

Примеры четырехходовых шахматных задач


Наверх

Шахматные миниатюры

Под миниатюрами в шахматной композиции понимаются задачи и этюды с количеством фигур не более 7. Составление миниатюр отличается от составления задач с большим числом фигур.

Составление миниатюр заключается главным образом в изыскании механизма с малым числом фигур. Причем приведение этого механизма в действие (создание угрозы, вариантов и т. д.) не должно требовать лишних фигур.

Конечно, идеи, которые могут быть выражены в двух- и трехходовых миниатюрах, значительно беднее, чем в задачах с большим числом фигур. В принципе, большинство задачных идей в простой форме или с малым числом вариантов может быть представлено в миниатюрной форме. Поэтому и миниатюры, как и большие задачи, могут быть разделены на те же школы и направления, что и большие задачи.

Миниатюры и вообще малофигурные задачи пользуются особой любовью у любителей шахмат.

Необходимо отметить одно существенное обстоятельство, имеющее большое значение для малофигурных задач. Количество возможных позиций, которые могут явиться задачей, резко увеличивается по мере увеличения числа фигур и числа ходов. Достаточно сказать, что есть всего лишь несколько задач с тремя фигурами; два-три десятка с четырьмя фигурами и т. д. Вероятно, позиций, образующих двух- и трехходовые миниатюры, несколько тысяч, и большинство из этих возможных позиций уже встретились в задачах композиторов прошлого века и первой четверти этого. Составить миниатюру современному композитору, обладающему высокой техникой составления, не так уж трудно, гораздо сложнее избежать повторения.

Примеры шахматных миниатюр


Наверх

Популярные шахматные задачи

Популярными называют довольно простые шахматные задачи, содержащие какую-нибудь острую или неожиданную комбинацию, заключенную чаще всего в выборе первого хода, при одном, реже при двух-трех вариантах.

Эти задачи не содержат сложных идей, и для того, чтобы понять их, не требуется ни высокая шахматная квалификация, ни особое знание в области шахматной композиции. Эти задачи рассчитаны на массового читателя.

Величайшим и непревзойденным мастером популярных шахматных задач был С. Лойд (1841—1911), многие из задач которого известны широким кругам шахматистов. Много сделал в этой области и В. Шиикмаи (1847—1933), составивший много прекрасных задач в самобытном стиле.

Несмотря на широкую популярность подобного рода шахматных задач, в советское время они были мало популярны. Нельзя назвать ни одного советского композитора, который систематически, а не как случайное отклонение от творческой линии, работал бы в направлении создания простых и понятных неискушенным шахматистам задач.

И автора такого рода задачи привлекли лишь в последнее время. Как видно по надписям к шахматным задачам, приведенным в этой главе, они или опубликованы сравнительно недавно, или публикуются здесь впервые.

Вряд ли следует признать, что создание популярных задач должно явиться основным или единственным творческим путем современного композитора; кажется неправильным и то, что такого рода задачи вовсе не находились бы в поле его зрения.

Примеры популярных шахматных задач


Наверх

Шахматные этюды

В шахматныхзадачах, как известно, вводится дополнительное условие, отсутствующее в практической партии,— мат не позже определенного хода; этого условия нет в этюдах, поэтому шахматные этюды ближе к практической шахматной партии, чем задачи.

В шахматных этюдах требуется достичь ясного выигрышного или ничейного положения в любое число ходов.

Большинство современных шахматных этюдов — одно вариантные. Увеличение содержания в этюде достигается удлинением решения, что может быть часто осуществлено без введения лишних фигур. Увеличение содержания шахматной задачи не может идти путем удлинения решения и достигается посредством добавления новых вариантов, что, как правило, не может быть выполнено без прибавления фигур. Поэтому даже очень содержательные этюды часто имеют малое количество фигур, и это привлекает к себе широкие круги шахматистов.

В современном шахматном этюде достаточно четко выявились три школы, или направления, названные А. О. Гербетманом — классическим, романтическим и реалистическим направлениями в этюде.

Этюдный классицизм — направление, где в чеканной форме выражаются идеи, содержание которых определяется наличием на доске соответствующих сил. В этюдном классицизме идея предопределяется материалом. Братья В. и М. Платовы (В. Н. Платов, 1881—1952) — основоположники этого направления.

Этюдный романтизм — направление, где идея главенствует целиком над формой. Оригинальная идея позволяет в известной мере пренебречь формой. В. Л. Корольков — основоположник этого направления (предшественник Королькова — М. Г. Кляцкин (1897—1926), составивший, правда, очень мало шахматных этюдов).

Этюдный реализм — направление, в котором идея определяет выбор материала (а не наоборот, как в классицизме). Оригинальная и даже экстравагантная идея является большим достоинством этюда, по любая идея должна быть выражена соответствующей формой. Это направление было основным у советских композиторов и лучшие произведения в этом плане были созданы М. С. Либуркиным (1910—1953).

В этюдах автора, в особенности позднего времени, отсутствует так называемая вступительная игра. Кажется неправильным и художественно неоправданным, когда ради увеличения содержания вводят дополнительные фигуры, которые создают несколько ходов дополнительной игры. В шахматном этюде не должно быть, как правило, лишних фигур, не участвующих в заключительной комбинации. Только на базе этих фигур и следует развертывать решение этюда.

Второе важное художественное требование — это то, чтобы по возможности все имеющиеся фигуры двигались в процессе решения, чтобы к заключительному положению (комбинации), к которому стремится все решение этюда, сами фигуры пришли в процессе борьбы, а не были бы заранее поставлены на свои места.

Это условие выполнить труднее всего.

Поскольку все решение этюда стремится к заключительному положению, являющемуся вершиной всего произведения, и поскольку таким заключительным положением является часто пат или мат, то требование правильного мата (пата) является почти обязательным, равно как чистота доминации, вечного шаха, позиционной ничьей.

Примеры шахматных этюдов


Наверх
Rambler's Top100
   © 2008 - 2016. Все права защищены.
Шахматная гостиная им. В.Я. Дворковича.
Разработка РБК СОФТ